О новом порядке оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов

В случае если расстояние между двумя или несколькими ОПО,принадлежащими одной эксплуатирующей организации, менее 500 м, а количествоопасн...

В случае если расстояние между двумя или несколькими ОПО,принадлежащими одной эксплуатирующей организации, менее 500 м, а количествоопасного вещества на каждом из них менее установленного законом предельного,следует количество вещества суммировать и разрабатывать декларацию (присуммарном количестве выше предельного) для всей площадки с расположенными наней ОПО.

Если ОПО находятся на расстоянии менее 500 м и принадлежат разныморганизациям, но объединены в единый технологический цикл, и сумма опасныхвеществ на них превышает установленные предельные значения, то каждый из нихподлежит декларированию. Такие случаи характерны для крупных нефтехимическихили металлургических предприятий, на территории которых могут располагаться объектынескольких юридических лиц. Исходя из вышеизложенного, площадки насосных икомпрессорных станций, относящиеся к ОПО магистрального трубопроводноготранспорта и содержащие, как правило, опасные вещества в количестве менеепредельного, должны быть продекларированы.

2. Уточнение или разработка вновь деклараций

В РД03-14-2005 указано, что декларация уточняется путем внесения в неечастичных изменений в случае, если эти изменения связаны с техническими и (или)технологическими изменениями на ОПО, которые не влияют на условия безопаснойэксплуатации и не увеличивают значения показателей риска аварии. Данныеизменения прилагаются к декларации, согласовываются с управлением центральногоаппарата Ростехнадзора, осуществляющим контроль и надзор за соблюдениемтребований промышленной безопасности на декларируемом объекте, и не нуждаются вэкспертизе промышленной безопасности.

Вопрос об уточнении декларации решается с учетом специфики объекта.Например, при замене насосных агрегатов на аналогичные по техническимхарактеристикам переработка декларации не требуется. Однако если приреконструкции объекта строится дополнительный резервуарный парк или лупинг,количество обращаемых опасных веществ в которых превышает пороговые значения,то для такого объекта с учетом изменений разрабатывается декларация в составепроектной документации. Для объектов нефтепродуктообеспечения — при заменезаглубленных железобетонных резервуаров вертикальными стальными резервуарами,необходимо разрабатывать декларацию вновь в связи с различием факторовопасности, связанных с эксплуатацией и ремонтом указанных типов резервуаров.

Исходя из практики декларирования, рекомендуется эксплуатирующейорганизации согласовывать сроки уточнения декларации с территориальнымиорганами или с центральным аппаратом Ростехнадзора.

Все изменения к действующей декларации в дальнейшем учитываются приразработке новой декларации, которая проходит экспертизу и рассмотрение вРостехнадзоре в установленном порядке [4].

3. Представление деклараций

Согласно РД03-14-2005 все декларации с заключением экспертизы по ней направляются длярассмотрения и регистрации в центральный аппарат Ростехнадзора. Например,декларации: объектов металлургической, нефтеперерабатывающей, нефтехимической,нефтяной и газовой промышленности, газоснабжения — в управление по надзору заобщепромышленными опасными объектами; складов взрывчатых материалов, объектовспецхимии и иных взрывопожароопасных и химически опасных объектов — вуправление по надзору за взрывоопасными и химическими опасными производствами иобъектами.

4. Сведения о компетентности организации иквалификации разработчиков

В целях ускорения прохождения деклараций в Ростехнадзоре в сведениях оборганизации-разработчике декларации необходимо представить (при наличии) данныео лицензии Ростехнадзора, аккредитации организации и аттестации в областиэкспертизы декларации. Указанное требование направлено на привлечение кразработке декларации наиболее квалифицированных специалистов.

5. Перечень сведений, включаемых в декларацию

В расчетно-пояснительной записке в целях устранения дублированияинформации исключены сведения об исполнителях и разделы «Сведения оборганизации» и «Ситуационные планы».

Вместе с тем сведения об опасных веществах дополнены новой информацией- указываются вид опасного вещества и информация о воздействии поражающихфакторов аварии на людей и окружающую среду (например, аварии с выбросомтопливно-воздушной смеси, последующим взрывом и воздействием ударных волн налюдей и объекты).

Для большей обоснованности выводов об уровне опасности декларируемогоОПО разработчик декларации обязан выявлять наиболее опасные составляющие (илипроизводственные участки) на основе показателей риска.

6. Повышение требований к количественной оценкериска

В разделе 5 «Ситуационные планы» помимо зон действия поражающихфакторов аварий необходимо представить распределение потенциальноготерриториального риска гибели людей для тех объектов, аварии на которыхсопровождаются выбросом токсичных, высокотоксичных и (или) воспламеняющихсявеществ. К воспламеняющимся веществам следует относить метан, пропан, бутан ииные воспламеняющиеся газы в соответствии с приложением 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов».

Далее в требованиях к анализу риска дополнительно должно быть указано,что:

ущерб от возможных аварий следует оценивать в натуральных или денежныхединицах с учетом прямых потерь имущества предприятия, затрат на ликвидациюаварии, социально-экономических потерь (затрат на компенсацию пострадавшим),косвенного ущерба (упущенной выгоды), экологического ущерба и потерь от выбытиятрудовых ресурсов (для оценки ущерба рекомендуется использовать РД03-496-02);

при оценке риска необходимо преимущественно использовать количественныеметоды. Количественные показатели риска аварии (частота возникновения аварии,вероятность поражения человека, индивидуальный, коллективный, социальный риск,ожидаемый ущерб и т.д.) определяются на основе объективных статистическихданных, а также с использованием специальных количественных графоаналитическихметодов, методов имитационного Монтаж отоплениярования, с помощью построения полейпотенциального территориального риска (в соответствии с РД03-418-01, РД03-357-00, подробно см. сайт www.safety.fromru.com);

при отсутствии необходимых данных для количественной оценки рискадопускается использование качественных показателей риска аварии, выраженных сиспользованием лингвистических оценок (например, «высокая», «низкая» вероятность).Полнота использования показателей риска аварии определяется уровнемметодического обеспечения процедуры анализа риска для различных объектов сучетом их специфики.

Кроме того, раздел 3 «Выводы и предложения» должен включатьсравнительный анализ рассчитанных показателей риска аварии на декларируемомобъекте со среднестатистическими показателями риска техногенных происшествий и(или) критериями приемлемого риска. Этот анализ может быть основан наиспользовании официально публикуемых фоновых (среднестатистических) показателейриска [5,6].

При разработке декларации следует также обратить внимание на следующиеновые требования:

на титульном листе не указывается регистрационный номер декларируемогообъекта в государственном реестре для декларации, разрабатываемой в составепроектной документации;

ситуационные планы должны включать графическое отображение зон действияпоражающих факторов для наиболее опасных по последствиям аварии составляющих и(или) производственных участков декларируемого объекта (например, длямагистральных трубопроводов такими участками могут быть подводные переходы,участки с наибольшим объемом вытекшего вещества или участки с нарушениямиминимальных безопасных расстояний по СНиП 2.05.06-85*);

информация об обеспечении требований промышленной безопасности на ОПОдолжна включать сведения о порядке действия сил и использовании средствэксплуатирующей организации, о взаимодействии с другими организациями попредупреждению, локализации и ликвидации аварий, в том числе для случаянесанкционированного вмешательства в производственный процесс.

Выполнение установленных РД03-14-2005 требований обязательно для деклараций промышленной безопасности,разрабатываемых вновь после вступления в силу приказа Ростехнадзора от 29ноября 2005 г. № 893 (по истечении десяти дней после дня его официальногоопубликования в Российской газете или Бюллетене нормативных актов федеральныхорганов исполнительной власти).

Список литературы

1. Нормативно-правовоеобеспечение декларирования промышленной безопасности опасных производственныхобъектов/ М.В. Лисанов, А.С. Печеркин, В.И. Сидоров и др. // Безопасность трудав промышленности. — 2000. — № 1. — С. 8 — 12.

2. Анализриска: декларирование промышленной безопасности и техническое регулирование/М.В. Лисанов, А.И. Гражданкин, А.В. Савина, В.В. Симакин// Об опытедекларирования промышленной безопасности. Оценка риска аварий на опасныхпроизводственных объектах. Тез. докл.: Сборник. — М., 2005. — С. 6 — 9.

3. РД03-315-99. Положение о порядке оформления декларациипромышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней (утвержденопостановлением Госгортехнадзора России от 07.09.99 № 66, зарегистрированнымМинюстом России 07.10.99, регистрационный № 1926) с изм. № 1 [РДИ03-394(315)-00] (утверждены постановлением Госгортехнадзора России от27.10.2000 № 62, зарегистрированным Минюстом России 30.11.2000, регистрационный№ 2477).

4. ПБ03-314-99. Правила экспертизы декларации промышленнойбезопасности, утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 07.09.99 №65, зарегистрированным Минюстом России 01.10.99, регистрационный № 1920) с изм.№ 1 [ПБИ 03-393(314)-00] (утверждены постановлением Госгортехнадзора России от27.10.2000 № 61, зарегистрированным Минюстом России 30.11.2000, регистрационный№ 2476).

5. Характерныеошибки анализа риска аварий при декларировании промышленной безопасности/ А.И.Гражданкин, М.В. Лисанов, А.С. Печеркин, В.И. Сидоров // Безопасность труда впромышленности. — 2004. — № 10. — С. 6 — 12.

6. Количественнаяоценка риска аварий на объектах хранения нефтепродуктов/А.В. Пчельников, М.В.Лисанов, В.В. Cимакин и др. // Технологии ТЭК. — 2004. — № 4. — С. 72 — 75.

 

(Журнал «Безопасность труда в промышленности» вып. 3/2006)

Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.

Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.

Отопление от ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ Вид: водяное тут > resant.ru/otoplenie-dachi.html

Обратите внимание

Наша компания ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ входит в состав некоммерческой организации АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ. Мы так же оказываем услуги по независимой строительной технической эесаертизе.

Оцените статью
( Пока оценок нет )